Добро пожаловать на сайт автосервиса АвтоМоторТехнология
г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, 26-я линия дом 6 корп. 13

06.12.2018

Абразивный износ двигателя из-за грязи.

Абразивный износ двигателя из-за грязи чаще всего проявляется в
виде повышенного расхода масла. При этом обследование демонтированных деталей выявляет различный характер повреждений:
 На юбке поршня образуется широкое матовое пятно контакта, как со стороны наибольшей боковой нагрузки, так и с противо-положной стороны (рис. 1).
 Отмечается износ профиля обработки на юбке поршня (рис. 2), а также на сопряженной контактной поверхности (стенке или гильзе цилиндра) (рис. 1).
 На юбке поршня, поршневых кольцах, стенке и / или гильзе цилиндра обнаруживаются тонкие борозды по ходу движения.
 Поршневые кольца и их канавки имеют износ по высоте (рис. 3).
 На поршневых кольцах отмечается увеличенный тепловой зазор. Кромки колец становятся чрезвычайно острыми.
 Изнашиваются рабочие кромки маслосъемного кольца.
 Поршневой палец имеет борозды волнообразного профиля в продольном направлении (рис. 5).
 Абразивный износ оставляет свои следы и на других деталях, например, на стержне клапана (рис. 6).

ПРИЧИНЫ
При повреждениях, причиной которых является абразивный износ, можно выделить несколько разновидностей дефектов в зависимости от числа повреждённых цилиндров и состояния поршневых колец.
Если повреждён только один цилиндр и первое поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем третье, тогда загрязнения попадают в камеру сгорания через систему впуска цилиндра, то есть сверху. Причиной этого является или разгерметизация, или грязевые отложения, которые не были удалены до начала ремонтных работ.
Если повреждёнными являются несколько цилиндров или все цилиндры и первое поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем третье, тогда загрязнения попадают в камеру сгорания через общую систему впуска всех цилиндров. Причины такой ситуации объясняются разгерметизацией и / или разрушенным или же отсутствующим воздушным фильтром.
... и третье поршневое кольцо изношено значительно сильнее, чем первое, тогда следует исходить из того, что грязным является моторное масло. Загрязнение масла происходит или по той причине, что не была осуществлена очистка картера двигателя, и / или из-за грязного отделителя масляного тумана.

УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТА/ ПРОФИЛАКТИКА
 Проверьте систему впуска на герметичность.
 Необходимо проверить воздушный фильтр и при необходимости заменить его.
 Перед монтажом следует очистить от загрязнений картер двигателя, а также всасывающие трубы.
 В ходе ремонтных работ следует соблюдать чистоту.

2.2 Перелив топлива


СИМПТОМЫ
 Пятно контакта широкое, блестит и имеет глубокие борозды по всей юбке поршня.
 На поршневых кольцах различимы борозды, кроме того, дополнительно возможно появление подгоревших участков на поверхности поршневого кольца.
 На хонингованной поверхности гильзы цилиндра или на рабочей поверхности цилиндра имеются следы сильного износа.
 На поршневом пальце видны существенные следы износа. В отверстии для поршневого пальца заметны следы точечной коррозии.
ПРИЧИНЫ
Слишком высокая доля топлива в масле ведёт к утончению масляной плёнки, что, в свою очередь, существенно ухудшает её эксплуатационные качества и, соответственно, повышает степень износа компонентов двигателя. Такая неполадка может иметь следующие причины:
 Неправильно настроена система впрыска.
 Система обогащения смеси при холодном пуске подаёт слишком насыщенную смесь.
 Инжекторные форсунки работают неправильно, например, по причине засорённого топливного фильтра.
 По причине слишком малого зазора поршень бьёт по головке цилиндра, провоцируя тем самым неконтролируемый впрысr форсунок.
 Давление сжатия слишком мало. Это явление может иметь следующие причины:
– Клапан негерметичен.
– Прокладка головки цилиндра негерметична.
– Фазы газораспределения настроены неправильно.
– Зазор между днищем поршня в верхней мертвой точке и головкой блока цилиндров слишком велик
– Одно поршневое кольцо или несколько поршневых колец дефектны.
– В системе зажигания возникла ошибка, например, имеется неисправная свеча зажигания.

УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТА/ ПРОФИЛАКТИКА
 Следует правильно настроить систему впрыска (обогащения смеси при холодном пуске и т. п.).
 Необходимо провести обследование инжекторных форсунок.
 Следует строго придерживаться монтажных размеров.
 Необходимо придерживаться интервалов замены топливных фильтров, а при особенно неблагоприятных условиях такие интервалы нужно соответственно сокращать.
 Следует проверять свечи зажигания и заменять их по мере необходимости.


2.3 Гидравлический удар

СИМПТОМЫ
Гидравлический удар представляет собой мощный источник энергии. И эта энергия может оказывать сокрушительное воздействие на многие компоненты двигателя:
 Поршень разрушается или деформируется.
 Шатун выгибается или ломается.
 Перемычка поршневого кольца повреждённого поршня имеет признаки статического излома.
 Поршневой палец ломается.

ПРИЧИНЫ
Причиной данного дефекта является жидкость (вода или топливо), попавшая в камеру сгорания. Поскольку ни вода, ни топливо не подвержены сжатию, при гидравлическом ударе происходит резкое силовое воздействие на поршень, поршневой палец, шатун, головку цилиндра, картер двигателя, подшипники и коленчатый вал. Слишком много жидкости может оказаться в камере сгорания по следующим причинам:
 Вода попадает в камеру сгорания через систему впуска (например, при проезде по поверхности, залитой водой).
 Вода оказывается в камере сгорания по причине дефектных прокладок.
 Вследствие неисправной инжекторной форсунки в камеру сгорания попадает слишком много топлива.

УСТРАНЕНИЕ ДЕФЕКТА/ ПРОФИЛАКТИКА
 При капитальном ремонте двигателя следует использовать высококачественные прокладки. Дефектные прокладки следует заменять.
 Инжекторные форсунки необходимо проверять и заменять в случае возникновения сомнений.

2.4 Повышенный расход масла

СИМПТОМЫ
Небольшой расход масла является нормальный явлением. Он колеблется в зависимости от типа двигателя и режима его эксплуатации. Если же нормы расхода масла, предписанные производителем, превышаются, тогда можно говорить о таком понятии, как повышенный расход масла, который, в свою очередь, отличается от утечки масла, возникающей, например, при возникновении пробоев маслопроводящих систем.

ПРИЧИНЫ
 По причине разгерметизации турбонагнетателя, например, вследствие изношенных подшипников, масло попадает в камеру сгорания через всасывающий канал.
 Линия циркуляции масла в системе турбонагнетателя засорена или закоксована. Из-за возрастающего по этой причине давления в масляном контуре масло выдавливается из турбонагнетателя во всасывающий канал и в газовыпускную систему.
 В камеру сгорания масло попадает с топливом, например, вследствие износа топливного насоса высокого давления, смазка которого обычно осуществляется через масляный контур двигателя.
 Негерметичная система впуска позволяет частицам грязи попадать в камеру сгорания, что ведёт к её повышенному износу (см. также раздел «2.1 Абразивный износ двигателя из-за грязи»,).
 При неправильно отрегулированном выступе поршня возможны удары поршня по головке цилиндра. Вследствие этого возникают колебания, оказывающие воздействие на топливные форсунки.
Возможные последствия: форсунка перестаёт закрываться полностью, поэтому в камеру сгорания попадает слишком много топлива и наступает передозировка топлива (см. также раздел
«2.2 Перелив топлива»).
 Масло выработало свой ресурс – например, вследствие нерегулярного технического обслуживания. Это ведёт к ухудшению эксплуатационных качеств масла, а значит и к повышенному износу.
 Следствием превышенных интервалов замены масла являются засоры и / или разрушение фильтрующей бумаги, в результате чего в масляном контуре начинает циркулировать неочищенное масло.
 Изогнутые или перекрученные шатуны приводят к нарушению движения поршня, что влечёт за собой нарушение необходимой герметизации камеры сгорания. Несимметричное пятно контакта на юбке поршня. В наиболее критических случаях возможно возникновение насосного действия поршневых колец. При этом масло активно подаётся в камеру сгорания.
 Если поршневые кольца сломаны, перекошены или неправильно установлены, то эти обстоятельства могут привести к недостаточной герметизации между камерой сгорания и картером двигателя. Вследствие такого нарушения герметизации масло может попасть в камеру сгорания.
 Болты головки цилиндра затянуты неправильно. Это может привести к деформациям, а значит и к нарушению герметичности масляного контура.
 По причине изношенных поршней, поршневых колец и контактной поверхности цилиндра увеличивается объём прорывных газов. И это ведёт к избыточному давлению в картере двигателя.
При слишком высоком давлении возможно выдавливание масляного тумана через вентиляцию картера двигателя в камеры сгорания.

 Вследствие слишком высокого уровня масла коленчатый вал погружается в масляную ванну, что ведёт к образованию масляного тумана. А если масло слишком старое или некачественное, то возможно образование и масляной пены. Тогда масляный туман и пена вместе с прорывными газами попадают через вентиляцию двигателя во всасывающий канал, а значит и в камеры сгорания.
 При сбоях в процессе сгорания возможен перелив топлива. Вследствие разбавления масла топливом многократно усиливается износ поршней, поршневых колец и рабочей поверхности цилиндров (см. также раздел «2.2 Перелив топлива»).
 Низкокачественные масла зачастую демонстрируют низкие эксплуатационные характеристики и представляют собой, таким образом, причину повышенного износа компонентов двигателя.
 При перекосе цилиндра, например, из-за старых и / или неверно затянутых болтов головки цилиндра, поршневые кольца теряют способность необходимой герметизации между камерой сгорания и картером двигателя. Таким образом, масляный туман может попасть в камеру сгорания. При особенно сильных деформациях возможно даже появление насосного действия поршневых колец, то есть такой ситуации, когда масло просто закачивается в камеру сгорания.
 Некачественная обработка цилиндра с плохим хонингованием его рабочей поверхности мешает процессу удержания масла. Это ведёт к существенному повышению износа таких сопряженных деталей как поршни, поршневые кольца и рабочие поверхности цилиндров, а, следовательно, и к недостаточной герметизации картера двигателя. При использовании засорённых или затёртых хонинговальных головок происходит образование графитного слоя на рабочей поверхности цилиндра. То есть возникает так называемая изолирующая рубашка. Она значительно сокращает маслосъёмный потенциал, что ведёт к повышенному износу, прежде всего, при холодном старте.
 В компрессорах для пневматических тормозов негерметичная пластина клапана может привести к образованию конденсата. Такая конденсатная вода разбавляет смазочное масло, след-
ствием чего является повышенный износ поршней, поршневых колец и рабочей поверхности цилиндра. Масло попадает и в пневматическую систему, провоцируя в ней повреждения других компонентов (см. также раздел «10.4 Выпадение гранулята из патронов влагоотделителей»).